Назад
Зачем вообще нужен бухгалтерский учет на маркетплейсах? Дело в том, что трудно «держать в голове» все отгрузки, оплату, количество процентов, которые нужно перечислить контрагентам. Даже учитывая, что маркетплейсы позволяют регулярно выгружать всю отчетность, чтобы разобраться в размере вашей прибыли, потребуется делать множество дополнительных расчетов. Избежать этого поможет ведение отчетности маркетплейсов.
ОСНО или общая система налогообложения сложнее, чем упрощенная, о чем и «говорят» эти понятия. Для отчетности нужно собирать данные о налоге на добавленную стоимость НДС и сдавать в соответствующий государственный орган – в налоговую. В пакет документов для ООО нужно также прикладывать:
Что касается ИП, они предоставляют по ОСНО меньший пакет документов (3-НДФЛ, НДС-декларацию).
При выборе предпринимателем налоговой схемы УСН продавец на маркетплейсе потратит меньше усилий. Кстати, в предыдущем случае (при выборе системы ОСНО) приходится устанавливать программу 1С или привлекать бухгалтера (штатного или на аутсорсинге), при УСН понадобится лишь:
Важно! Стоит помнить, что доходом считается стоимость купленных товаров, но без вычета комиссии маркетплейсу. Нужно применять кассовый метод учета расходов и доходов, когда все эти данные принимаются по факту
Если вы являетесь самозанятым и платите НПД, то есть налог на профессиональную деятельность, можете продавать на маркетплейсе только созданные самостоятельно товары. Также в эту категорию входят частично созданная (обработанная) вами продукция. Вам нужно зарегистрироваться в «Моем налоге» и отчитываться даже одним чеком (за месячный, то есть отчетный период). Нужно будет заплатить 4% с товаров, которые были проданы физическим лицам и 6% – если юридическим.
Работа с маркетплейсами (бухгалтерский учет и налогообложение) требует знания особенностей каждой конкретной площадки. Так, «Вайлдберриз» при продаже товара в страны Евразийского экономического союза отправляет продавцам на ОСН уведомление о выкупе. Товары из такого документа не попадают в общую отчетность. Если происходит так называемое «минусовое вознаграждение», то есть товар покупается по акции или огромной скидке для постоянных клиентов, площадка компенсирует продавцу «минус», в который он таким образом зашел. Так вот, с этой суммы нужно тоже платить налоги.
На «Озоне» есть удобный контроль за графиком выплат, а также есть система кредитования Ozon Invest. Благодаря ей продавец может брать у площадки кредит, за который она регулярно будет списывать деньги в счет оплаты кредита. Это нужно учесть, ведь при оплате налога потребуется считать всю полученную от покупателей выручку, а не сумму за вычетом оплаченного кредита.
В «Яндекс.Маркете» тоже гибкий график выплат, за который нужно платить дополнительную комиссию. Можно подписать договор на продвижение, тоже влияющий на расчет налогов.
Если вы все же решили нанять бухгалтера из-за сложностей в системе налогообложения и большого количества расчетов, запомните, какие навыки должен иметь такой специалист. Среди них умение:
Не забудьте при приеме бухгалтера на работу уточнить, какое у него образование и заручитесь обещанием быть на связи в рабочее время.
Создай пассивный доход, уделяя не более 2х часов в день
От выбранного режима налогообложения на маркетплейсах зависит, стоит ли привлекать к работе бухгалтера. Например, для системы налогообложения ОСНО возможен такой вариант. Стоит обратиться к специалисту, если вы мало в этом понимаете или долго не платили налоги. Учтите, что бухгалтеру нужно начислять зарплату.
Можно установить программу 1С, но у этого способа тоже есть свои «минусы». В первую очередь следует заметить, что в таком случае возможно дублирование информации, ведь все продажи приходится отражать не только на самом маркетплейсе, но еще и в программе. Кроме этого, отсутствует аналитика (удобные наглядные диаграммы, отчеты). Если же у вас не одна площадка для продажи, дело еще больше усложняется. И самая большая сложность состоит в том, что программу нужно иногда обновлять, а также совершать с ней некоторые другие действия.
Кроме этого, программа 1С имеет особенную направленность и «не умеет» работать с суммами, которые поступают от маркетплейсов. Приходится вручную корректировать некоторые бухгалтерские движения средств в отчетности. 1С всегда берет из отчетов маркетплейса всю сумму, не учитывая возможные доплаты (их тоже придется добавлять вручную).