Что такое оборачиваемость товара и как ее рассчитать для маркетплейса

arrow

Назад

Оборачиваемость товара – важный экономический показатель для маркетплейсера, показывающий временной период, который нужен для полной распродажи товара. При этом предполагается, что спрос на продукцию остается на прежнем уровне.

Зачем нужен коэффициент оборачиваемости

Подсчет оборачиваемости товара на маркетплейсах помогает продавцу планировать поставки товара непрерывно. Это значит, что к моменту, когда пустеет склад на него уже поставляется новая партия товара. С одной стороны, не залеживаются непродаваемые или трудно продаваемые остатки, а с другой – не возникает ситуации нехватки товара «out of stock» и как следствие, потерянной (утраченной) прибыли.

Еще один важный момент – нужно обязательно учитывать оборачиваемость скоропортящегося товара. Если он не продастся до окончания срока годности, всю партию можно выбрасывать. Такую ситуацию продавец не должен допустить ни в коем случае, иначе окажется, что торговля на маркетплейсе ему не под силу.

Если вы вычислили показатель оборачиваемости, появляется возможность сравнить его с эталонным. Для маркетплейса хорошей считается оборачиваемость в 30-60 дней. Именно такие товары будут лучше всего продвигаться и ранжироваться в поиске маркетплейса.

Как посчитать оборачиваемость товара

Когда оборачиваемость составляет 100 и более дней, площадка будет требовать от продавца участия в скидочных акциях, ведь маркетплейсу тоже не хочется держать на складе неликвидный товар. Если продавец хранит продукцию у себя, эта проблема остается, хотя и касается только его.

Вместе с понятием «оборачиваемость» нужно рассматривать и понятие «коэффициент оборачиваемости». Это – количество «оборотов» товара за какой-то период времени. Простыми словами коэффициент оборачиваемости показывает, сколько раз за месяц или другой период времени можно купить и продать партию товара.

Что влияет на оборачиваемость

Теперь вы знаете, какая должна быть оборачиваемость товара. Давайте разберемся, от чего она зависит. Итак, на рассматриваемый коэффициент влияет:

  • стоимость продукции (конечно, более дешевый продукт будет продаваться быстрее);
  • ее качество (дешевизна не должна отрицательно влиять на качество товара);
  • общее снижение спроса на конкретный товар (например, джинсы, которые вышли из моды);
  • сезонность;
  •  поведение конкурентов (они могут демпинговать, привлекая к себе ваших клиентов).

Оборачиваемость товара на маркетплейсах

Как посчитать оборачиваемость товара

Есть несколько видов оборачиваемости товара. Чтобы узнать оборачиваемость без использования статистических (отчетных) данных, потребуется просто проследить, за какое количество времени продается полностью партия какого-то определенного артикула из магазина на маркетплейсе.

Оборачиваемость

Когда вам известно, сколько в среднем в день продается единиц товара, можно применить формулу:

О = К товара / К продаж,

где

О – оборачиваемость конкретного товара в днях;

К товара – это количество конкретного товара на складе;

К продаж – это количество конкретного товара, которое реализуется (продается, заказывается) каждый день.

Например, на складе у продавца находится 400 пар джинсов определенной модели (К товара = 400), которые продаются в среднем по 20 штук в день (К продаж = 20). Тогда оборачиваемость этих джинсов составит:

О = К товара / К продаж = 400 / 20 = 20 дней.

Получается, что оборачиваемость этих конкретных джинсов составляет 20 дней.

Какая должна быть оборачиваемость товара

Коэффициент оборачиваемости

Что касается коэффициента оборачиваемости (О коэффициент) ваших товаров как показателя количества «оборотов» за исследуемый период, он вычисляется таким образом:

О коэффициент = С продаж / З средний,

где

С продаж – сумма продаж за период (в рублях);

З средний – средний запас товаров за период (выражается в стоимости товаров, то есть в рублях).

Например, средний запас джинсов разных моделей на вашем складе за расчетный период (допустим, за месяц) составляет 20 000 рублей (З средний = 20 000). Если за эти 30 дней обычно продается джинсов на 30 000 рублей (С продаж = 30 000), тогда:

О коэффициент = 30 000 / 20 000 = 1,5 оборота.

Это значит, что за месяц у вас будет полтора «оборота» товара при таком же объеме заказов, какой вы наблюдаете на сегодняшний момент.

Оборачиваемость товара на маркетплейсах

Перевод коэффициента в дни

От полученного значения О коэффициент можно перейти к показателю оборачиваемости в днях. Для этого нужно разделить количество дней в расчетном периоде на полученный коэффициент:

О = Д / О коэффициент,

где

О – оборачиваемость конкретного товара в днях;

Д – количество дней в расчетном периоде.

В нашем предыдущем примере расчетным периодом был взят месяц (Д = 30), а коэффициент оборачиваемости оказался равным 1,5 (О коэффициент = 1,5). Получается, что:

О = 30 / 1,5 = 20 дней.

Эти расчеты показывают, что джинсы оборачиваются каждые 20 дней. Такой показатель можно считать хорошим для продавца маркетплейса.

Открой свой интернет-магазин на маркетплейсах под ключ

Создай пассивный доход, уделяя не более 2х часов в день

Узнать подробнее
promotion-img

Как повысить оборачиваемость

Если оборачиваемость в днях получилась слишком большой, нужно ее повышать. Для этого попробуйте улучшить карточку товара, разрекламировать (продвинуть) свою продукцию, предложить небольшие дополнения к заказу (подарки). Обязательно обращайте внимание на отзывы и сохраняйте обратную связь с покупателями.

Инвестриуй в оборот магазинов на маркетплейсах До 30% годовых

Узнать подробнее
promotion-img

Была ли вам полезна
эта статья?

like-icon

1

like-icon

0